Как латыш Янис Кипурс выиграл для СССР единственное золото Олимпиады в бобслее

«Вылезаю из саней и думаю: бить морду напарнику перед камерами или за углом?»

Вячеслав Самбур, Павел Копачев, Sports.ru 15 января 2014 в 09:27
Золотой экипаж Калгари-88. Личный архив Яниса Кипурса.

Павел Копачев и Вячеслав Самбур открывают сериал «Однажды для страны» ярким интервью с легендарным пилотом, олимпийским чемпионом-88 по бобслею, от историй которого захватывает дух.

Рига. Ратушная площадь, утопающая в лучах яркого зимнего солнца. Мы сидим в уютном кафе и вспоминаем 88-й, Калгари. Именно там пилот Янис Кипурс, которому помогал разгоняющий Владимир Козлов, выиграл историческое золото для СССР — в бобслее. Вот уже 26 лет так никто не и не повторил этот успех.

Икорный бизнес

— Этой зимой я уже никак не связан с бобслеем. Прошлой — тренировал швейцарцев, всего 11 лет там отработал, четыре Олимпиады, восемь олимпийских медалей. До сих пор счастлив за всех воспитанников.

— Связь с ними поддерживаете?

— Да, по телефону и в интернете. Швейцария для меня — второй дом. Бываю там минимум раз в году — просто на экскурсии или к друзьям. Куда ни еду — везде знакомые. В некоторые семьи приезжаю, они говорят: вот твоя комната, оставайся сколько хочешь. Это приятно.

— Не было желания остаться там жить? Все-таки центр Европы.

— Никогда об этом не думал — даже когда в Латвии было очень тяжело. Это мое родное место, люблю его, что бы ни происходило.

— Когда было тяжело?

— Когда разваливался Союз. Конец 80-х — долго не было благополучия, работы. Везде очереди, многим было нечего есть.

— В очередях тоже постояли?

— Ужасно! После тренировок брал канистру, занимал очередь за бензином — 4-6 часов надо было стоять, чтобы получить 20 литров. Жена стояла в универсам за продуктами — часа полтора-два уходило.

Очередь вокруг магазина обкручивалась три раза, это по четыре человека в ряду. 20-30 запустят — стоим ждем, потом опять запускают. Нельзя было купить то, что ты хочешь или сколько хочешь. Только два куска хлеба, полкило колбасы, 200 грамм масла — и все. Если хочешь больше — стой новый круг.

— Как вы восприняли развал Союза?

— У людей была большая надежда, что жизнь станет лучше. Вы не видели, что творилось в конце 80-х — люди на охоту в лес ходили. А потом стало даже хуже. Если бы не жесткая рука сверху, развал случился бы раньше.

— У спортсменов были привилегии?

— Да, нам сделали реверанс. Два раза в месяц давали талончик в магазинчик в центре Риги. Здесь получали продукты олимпийские медалисты, ветераны войны, кто-то из партии. Могли купить специальные продукты, и тоже ограниченное количество: консервы, колбаса. Но именно купить — не получить бесплатно.

Я бывал за границей, видел, как живут люди. Нам споласкивали мозги, что в Европе все бедно, плохо, все рушится. А на самом деле было не так.

Я видел благополучие: машины, гостиницы, улицы — был в шоке. Это первый выезд за границу — в начале 80-х. Сразу понял, что партия вешает нам макароны на уши. Это так взбесило.

— Многие «выездные» в то время торговали. Вы — тоже?

— У меня была семья — 4 человека, жена тогда не работала — надо было крутиться. Классический вариант с икрой: брали здесь, продавали там. За эти деньги там же покупали джинсы, стереоприемники. Тут продавали — выходили хорошие деньги.

Например, увозили на сбор две-три банки черной икры, здесь покупали за 4 рубля 100-граммовую банку, продавали друзьям-швейцарцам за 50 франков, хотя в их магазинах такие банки стоили до 400. На выручку покупали дубленку, дома продавали дубленку за 1200 рублей. Средний накат, или как это правильно, был 300 раз. Не 300%, а 300 раз. Рекорд — 500 раз, но это специальный случай.

— У вас так легко покупали дубленки в Союзе?

— Да! Знакомые сами приходили: ну, что привез? Давай куплю. У многих людей деньги были, но не было вещей.

Бобслей. Начало

— В 80-м году партия решила, что надо заниматься бобслеем: мы — большая страна, должны развивать вид, побеждать… Поставили задачу: через четыре года команда привезет олимпийскую медаль Сараево-84. С нуля за четыре года! Такое было постановление из Москвы.

— Привезли же.

— Привезли. Но как мы вкалывали! Шеф-тренером поставили человека из Риги, его замом — москвича.

Первый тренировочный лагерь — в Алуште. Начали физподготовку, три тренировки в день. Первая в 6.30, потом в 11, затем вечером. Все — по два-три часа. Цикл: четыре дня, на пятый отдых. Нас 30 человек, сбор 20 дней.

Сидим в бане перед выходным, я слушаю разговор тренеров. Они шепчутся, старший говорит: если из этих ребят до Сараево доживут двое-трое — я буду доволен. Вот какое у него мышление — выжать из этих людей все. Не можешь — выкидываем, идет следующий.

В живых осталось три человека: я, мой разгоняющий Айварс Шнепстс и Зинтис Экманис. Выдержали. Экманис как раз и привез бронзу Сараево вместе с Владимиром Александровым. Я стал 4-м и 6-м.

— Что не получилось?

— Второй вираж, так и не смог найти траекторию. У меня был небольшой опыт — не было профессионального чутья. Тренеры сами никогда не были бобслеистами — старались помочь, но это было не очень профессионально.

В основном пилоты контактировали между собой: я нашел этот вариант, попробуй. Но если кто-то нашел что-то действительно хорошее — ни с кем не делился. Лучшие детали все оставляли себе.

— Так что со вторым виражом?

— Ехал через раз: то получится, то бум-бум-бум. Это начало трассы. Если ошибся — дорога потеря, до полусекунды. Если ошибся в конце — теряешь несколько сотых, а тут у тебя с самого начала скорость сбита.

— Откуда вообще в бобслей пришли первые тренеры?

— Старший в самом начале занимался на гоночных лодках, установил рекорд мира, потом ездил на санях, участвовал в Олимпиаде. Московский тренер по физподготовке пришел из пятиборья.

— Как получилось, что сани в Союзе стали развивать раньше бобслея?

— Не знаю. Саночные трассы были: в Братске, в Цесисе, под Красноярском. Бобслейных до 83-го не было. Потом построили в Сигулде, но неправильно.

— Со спортсменами не посоветовались?

— Не посоветовались, но это ладно. План постройки был готов еще в 70-е — когда бобслея у нас не было, поэтому планировалась обычная саночная трасса. Потом переориентировались: о’кей, это будет совместная трасса.

Но в проектах ничего не изменили — поэтому она все равно саночная. В двойках там можно ехать сверху, в четверках только с дамского старта. Это не полноценная бобслейная трасса, потому там и нет больших соревнований.

— Где вы готовились, если в Союзе ничего не было?

— Альтенберг, Оберхоф — хотя там тоже санная трасса. Но для первых навыков сойдет. У нас было две секции по шесть-семь заездов. Это ад: голова не соображает, в конце сборов падаешь просто оттого, что не можешь сконцентрироваться.

Янис Кипурс и Владимир Козлов

Формула-1

— Бобслей сложнее Формулы-1. В гонках ты реагируешь на ситуацию, видишь и принимаешь решение. А в бобслее тебе надо принимать решение заранее, опережать ситуацию, уходить от нее вперед.

Если ты реагируешь как в машине — все, ты опоздал и перевернулся. Должна быть работа на автомате. Скорости и задачи такие, что тебе надо опередить ситуацию. Концентрация 101%! Ты должен находиться впереди своего боба на 5-10 метров — я так говорил воспитанникам.

— Какие скорости были 20-30 лет назад?

— Почти те же самые, что сейчас. Обычная скорость — 135 км/ч, в Санкт-Морице выше. За счет технологий сейчас времена стали чуть быстрее: бобы легче, атлеты тяжелее — есть прибавка 1-2 км/ч, рекорды бьются, но на сотые доли.

— Как создавались ваши бобы? Сейчас этим занимается даже концерн «Феррари».

— Участие «Феррари» – это не стандарт. Очень хорошие бобы все еще делаются в Латвии. На них выступают многие спортсмены.

Сани делают в обычной мастерской, у нас там остались специалисты с 80-х. С их опытом они востребованы, плюс они умеют учиться, добавлять идеи — и это без больших денег. В Германии есть миллионные проекты, самые высокие технологии на госуровне — как было в Союзе. Даются деньги, подключаются инженеры. Это очень качественные сани.

— Ваш боб для Калгари тоже был сделан под госзаказ?

— Конечно. Частных спонсоров не было, все делали через спорткомитет. Мои сани изготовлены на заводе ВЭФ — когда-то он делал телефоны на весь Союз, один из самых больших заводов, там работало 30 тысяч человек. Все еще функционирует в Риге, но сейчас уже производит не телефоны.

Генеральный директор тогда подключился помочь бобслею, отдал цех на эксперименты и производство, привлек инженеров. Мы сами там работали по ночам — шлифовка, подделка под себя. После тренировки ужинали и на фабрику. Все детали, от и до — весь боб сделан на этом заводе.

Иностранцы называли наши сани «русскими сигарами» – они очень узкие, аэродинамические.

Песок под ногами

— Я был на церемонии награждения в Сараево, аплодировал Экманису и Александрову. Было очень горько и обидно. На Олимпиаде самое плохое место — 4-е. Ты хороший спортсмен, но без медалей.

Не хватило сантиметра, сотки. Сразу поставил себя на такой путь: отдам все для медали Калгари. Буду себя мучить, жертвовать всем ради спорта.

— Вас не отговаривали?

— Нет. Семья не была счастлива, конечно, я не появлялся дома 10 месяцев в году. Соревнования, сборы, заводы. Но раз решил — надо отдаваться. Это оправдало себя.

— С начала карьеры и до Калгари у вас поменялось несколько разгоняющих — почему?

— С первым разгоняющим Шнепстсом катался 5 лет — до сезона-85/86, потом у него возникла проблема с допингом. Не знаю, что там как. Он боролся, но так вышло. Потом я вообще пропустил сезон — был конфликт с тренером.

Даже не помню, с кем тогда начал сезон. Тренер много экспериментировал с санями, все время предлагал три-четыре новых модели. Куча идей, но не все пошли.

Я был лидером, поэтому все проверялось на мне. Приехали в Германию в начале сезона, новые сани — надо съехать. А они такой конструкции, что плохо вкладывались в виражи. Я не падал, но всегда был на грани — ось в другом месте, нос расшатывался.

— Поругались?

— Говорю тренеру: сани не проходят в виражи. Тренер: как не проходят? Ну-ка езжай!

На следующий день — у-у-ух, опять на грани. Просто не могу, ответственность за людей, которые сзади. В 80-е годы на международном уровне погибло 8 бобслеистов, в том числе один из моих разгоняющих в четверке — попробовал поехать как пилот, в Австрии упал и убился.

Тренера можно понять: он сделал сани, он давит, чтобы я ехал. Но я не могу, это не в моих контролях, как это сказать? Out of control. Он разозлился: не можешь ехать, давай домой. Все, после первого этапа и до конца сезона я сидел дома.

Бронзовые призеры Игр-84 Зинтис Экманис и Владимир Александров

— Как тренировались?

— Тогда построили трасу в Мелеузе, под Уралом. Сумасшедшая трасса, там тоже все опрокидывались. 30 человек стартуют, 5 доезжают без падения. Полная больница спортсменов.

— Что не так?

— Построили без инженеров, просто позвонили из Москвы: нужна трасса, такая длина, такая ширина, столько поворотов, с горки вниз. Я проторчал там целый сезон, упал, получил сотрясения, минут 10 лежал без сознания. Поехал вниз, очнулся в гардеробе — лед на голове, голова трещит. Неделю лежал в больнице.

— А потом?

— На следующей неделе катался в четверках и победил на Спартакиаде народов СССР. Но ехали не сверху, а со второго виража, медленно — 70 км/ч. Иначе такая трасса не работала.

— Что было с теми неудобными санями в сборной?

— Их взял другой спортсмен — в первом же заезде упал, разбил сани к чертям и сам сильно повредился. Сани больше не использовали.

— В предолимпийский сезон вашим разгоняющим был бронзовый призер Сараево — Александров. Куда он пропал потом?

— Он что-то натворил в магазине Калгари на преолимпийской неделе — и все, я опять без разгоняющего. Пришел олимпийский сезон — пришлось выбрать лучшее из того, что осталось.

— Чем вас привлек Владимир Козлов?

— Спринтер, физически сильный, психологически стабилен, очень профессионален.

У нас очень быстро нашелся контакт, взаимопонимание. Мы экипаж, это важно. Он тоже много пилотов менял, много падал. Но когда начал работать со мной, то настроился, получил шанс. В том сезоне мы выиграли Кубок мира в двойках, заняли 6-е место в четверках, в комбинации 3-е место.

— Олимпиада в Калгари. Что за история случилась с отменой попыток?

— Очень нестандартная ситуация. Было тепло и ветрено. В то время порядок старта определяли жеребьевкой, распределения по группам, как сейчас, не было.

В первом заезде я ехал позднее конкурентов — к концу заезда при таком тепле трасса разрушилась, это ясно. Заезд выиграл Хоппе, я четвертый, проиграл 3 десятки. Это не так плохо, учитывая разницу в 20 стартовых номеров. Во втором заезде я ехал в начале, Хоппе после середины. Я выиграл у него почти секунду и по сумме ушел на 7 десятых. Солидный запас.

— Самое интересное случилось во второй день.

— Ветер еще усилился, флаги стояли как доски. Первый заезд — я опять стартую где-то в серединке. Первые десять саней проехали — вроде неплохо. Пришли на старт, разгоняем. Чувствую, что-то не так. Толкаю сани — передо мной как стена! Такое ощущение, что Владимир поскользнулся, упал, а я тащу и сани, и Владимира. Приходится бежать дальше, чем обычно, потому что скорости вообще нет. Даже не могу посмотреть назад, что там происходит.

— Что дальше?

— Запрыгиваю в сани. Обычно я чувствую, когда разгоняющий тоже заходит в сани — есть такой толчок. Сейчас толчка нет, никто не запрыгнул. Ужасно! Значит, он поскользнулся и упал. Еду один, не могу сконцентрироваться и думаю: ну все, был на первом месте, теперь Олимпиада кончилась, его нет сзади.

Выскакиваю на финишную прямую — тормозит! Что такое? Значит, он все-таки в санях? Я-то уже готовился сам лезть назад, чтобы тормозить. Что он сделал? Что произошло? Такая злость! Думаю: ну что, ему морду набивать прямо перед камерами или где-то за углом?

— Где набили?

— Затормозили, выскакиваем из саней. Не успеваю ему ничего сказать, он сам на меня налетает: что ты творишь, сани не идут вперед! Ты толкал? Да, я толкал — они вообще не двигаются вперед! Я сразу понимаю: значит, что-то в колеях.

Там уже следующие финишируют, западные немцы — выскакивают и тоже друг на друга налетают. Все ругаются, мат стоит. Я успокоился: значит, проблема у многих, не только у нас. Еще 7-8 саней проехали и остановили соревнования.

— Почему?

— Телевизор показывает колею на старте — черная! Песок с холмов принесло, ветер дует как в пустыне. Колею засыпало.

— И что в итоге?

— Собрали сани, уехали. Третий заезд прекратили, четвертого не было. Есть правило: можно дать медали по двум заездам, этого достаточно. А мы же лидеры, вроде как чемпионы. Но вечером с Владимиром переговорили, я ему: Володя, успокаиваемся, мы не чемпионы, я на сто процентов уверен, что соревнования продолжат.

Подготовили сани, коньки, ушли спать. И действительно — соревнования продолжились. Два заезда, как и должно было быть (см. ВИДЕО). Условия улучшились, мы оба оставшихся заезда проиграли Хоппе. В одном я сделал ошибку, в другом мы ехали гораздо позднее. Но для первого места хватило.

— Как отмечали?

— Радость огромная! Но честно сказать, почти никак. У нас не было опыта, как что праздновать. Вечером нас поздравили люди со спорткомитета, наградили. Выделили часть премии долларами — это очень приятно. Это были первые Игры, где значительно подняли премию спортсменов. За золото — 12 тысяч рублей, это дали дома. В Калгари от этой суммы дали 10% валютой.

— Что купили?

— Домой летели на Ил-86: Калгари-Монреаль-Галифакс-Москва. Пока заправлялись, я купил во фри-шопе стереомагнитолу, которая у меня все еще работает! Желтая Sony — оригинальная японская. И японские часы Seiko для жены. Не знаю, где они — мы с женой развелись 10 лет назад.

— В Калгари у вас еще бронза в четверках.

— Да, выиграли две сотки у американцев! По эмоциям — на том же уровне, что победа в двойках.

Теплая погода для четверок еще хуже, чем для двоек: лед портится, ямы появляются. Мы в четвертом заезде стартовали в самом конце — предпоследние сани, по-моему. С ребятами переговорили, по-зверски приготовились. В этих ужасных условиях мы вытолкнули самый лучший разгон, остались впереди американцев. Они даже на экраны не смотрели, праздновали бронзу.

Четверочная бригада, кстати, нам с Владимиром очень помогала при подготовке к двойкам. Мы им в благодарность по 100 долларов отдали с призовых.

— Общаетесь с Козловым?

— Да, но нечасто. У меня есть его телефон, видимся в среднем раз в два-три года. Очень тепло общаемся. Есть фото из Турина: я как представитель швейцарской команды, он в российской форме. Обнялись, сфотографировались.

Карандаш в плечо

— По сравнению с Кортина д’Ампеццо все трассы — детская игра. В Кортино была мясорубка — приехали туда в свой первый сезон. Это натуральная трасса, некоторые виражи надо было впрыгивать в козырек и отбиваться от него — иначе ты просто опрокидывался.

— Кошмар.

— Идем по трассе, смотрим на других. Японец едет — бу-бух, вбился в бетон, искры летят, бамс, опрокидывается. Следующий проскакивает нормально, потом кто-то опять опрокидывается. Мы стоим, потеем не оттого, что разминаемся, а от того, что видим. Десять саней проехали — останавливают заезд, надо менять борты. В одном месте был деревянный борт, просто в щепки разнесли. А там уже куча бревен наготове.

— Все предусмотрено.

— Какой-то кореец врезается в борт, у него передняя ось коньков разворачивается поперек, сани останавливаются. Их так разворотило, что он сам оттуда вылезти не может.

— Вы-то как поехали?

— Поднимаемся наверх. Обычно перед стартом дискутируем, а тут в стартовом домике мертвая тишина. Идем пописать за угол, там вообще снег желтый — всем страшно. На этих соревнованиях я четыре раза упал, но проехал всю трассу. Каждое из падений — на финишном вираже. Но это ладно: полный экипаж внутри саней пересек линию — все засчитано, много времени не проиграли.

— От падений сильно пострадали?

— Я — нет. На щеке кожу сорвал, на шее — это ожоги, трение кожи о лед на скорости 100 км/ч. Шлем был без забрала, как сейчас у BMX. Противоожоговых тоже не было. Про плечи я даже не говорю — резиновый костюм вжигается в кожу. Лечиться долго — пока резина из кожи выйдет. Шрамы остаются на всю жизнь, у многих разгоняющих такие есть.

У нас на ЧМ-81 в Кортине было три полных четверочных экипажа плюс запасные. Провели двоечные соревнования, готовимся к четверочным тренировкам. Кое-как собрали один экипаж — три пилота и мой двоечный разгоняющий.

— Собрали тех, кто живой.

— Полуживой. Второй после меня пилот упал в двойках, в деревянном борту ударился плечом и загнал туда штырь размером как карандаш. Даже не заметил! Там и так все тело болит, синяки повсюду. Разгоняющие каждый день после тренировки ходили к доктору — тот шприцем высасывал кровь из синяков. Следующий день опять — бах, под дверью доктора очередь.

— Так что со штырем?

— Вечером приходит домой, почистил сани, идет в комнату, стягивает костюм — а он не стягивается, цепляется за штырь. Карандаш торчит из плеча. В ужасе зовем доктора. Доктор: а что делать? Я пинцетом это не вытащу, идите к механикам. Механики вытаскивали плоскогубцами. И он поехал со мной как разгоняющий, потому что реальные разгоняющие были как лазарет.

— Ух.

— Перед стартом тренер собрал нас. Ты можешь ехать? Не могу. Ты? Не могу. Моему разгоняющему — ты? Тот: Если Кипурс будет пилотом, я поеду. Окей, один есть. И мы все такие кривые и побитые выиграли восьмое место на ЧМ из 35 экипажей — в свой первый сезон. Это большой успех.

Быстро и ненадежно

— В 92-м вы несли флаг Латвии в Альбервиле, но не участвовали. Как так?

— Травмировался. Межсезонье перед Олимпиадой даже не начинали — такая ситуация в Союзе, мы не знали, что будет. В августе случился путч, Латвия стала независимой, тогда мы получили приглашение от МОК выступить своей командой в Альбервиле. А ведь мы не готовились даже. Обычно начинаем в мае, а тут даже не собирались — такая каша в стране творилась. В августе только начали готовиться.

— И как?

— Сами не знали. Должна быть базовая подготовка, потом по ней идти к вершине. А тут чем начинать — базовой или какой? Я решил, что если начну с базовой — то не успею к Играм. Начал сразу с серьезных тренировок. Дал газ в августе — в сентябре травмировался, порвал икроножную мышцу.

— Надолго вылетели?

— Доктор сказал: есть два варианта — быстро и ненадежно, медленно и надежно. Я ему: давай быстро, нет времени, надо рисковать. Сделали инъекции, все зажило за две недели. Начал тренироваться, уже пошел сезон. Опять дал газ — бамс, в том же самом месте порвал. Опять к доктору: что делать? Он: те же самые варианты, выбирай. Я ему: давай быстро.

Опять инъекции туда, опять за две недели на ногах. Результатов нет — 20-30-е места, но форму постепенно набираю,. На последних стартах перед Играми уже занял 4-е место в Альтенберге. Мог толкать, пилотировать.

— Травмировались уже в Альбервиле?

— Да, тренеры решили, что нужен небольшой отбор. В день отбора разминаюсь, прыгаю — бамс, в том же месте порвал. Все, тут уже ничего не успеть.

Мой разгоняющий очень надеялся на меня, молодой парень — никаких успехов до того не было. Наел 10 кг за лето, набрал массу, потому что знал: со мной есть шанс на медаль. Страшно работал. Переодевается в гардеробе, и я ему: мы не поедем. Он почти потерял сознание. И остался зрителем. Спорт есть спорт.

— Обиды у него не было?

— Страшная обида. Хотя если откровенно, шансов на медаль у нас не было. Может быть, попали бы в шестерку.

Собачки

— Как вас пригласили в Швейцарию?

— Закончил в 92-м и следующий сезон стал работать с ними. Поехал с латышами на сборы, но уже не как спортсмен. Сам не знаю зачем. Сломал ногу — понял, что хватит бежать за поездом. Но по инерции поехал в Альтенберг.

Старший тренер швейцарцев подходит: как дела, тренируешь латышей? Нет, просто так приехал, посмотреть бобслей. Он: не тренируешь? Встретимся через полчаса, есть идея.

Приезжает в мою гостиницу уже с представителем федерации, решает по телефону с большим шефом: ты будешь тренировать наших юниоров. Если не работаешь с латышами, ничем другим не занимаешься — давай к нам.

Окей, предложили сравнительно хороший заработок, стал пробовать.

— Успешно?

— Начал работать с юниорами. В первый же сезон они выигрывали почти все на Кубке Европы — это второй уровень после Кубка мира. Федерация решила: со следующего сезона работаешь с олимпийской командой — с пилотами. Из четырех видов в Лиллехаммере выиграли золото и два серебра — это фантастика!

Поехали домой — там большие праздники. Про меня забыли. Президент подошел еще в Лиллехаммере: ты молодец, пилоты говорили, что ты им помог. Обещаю, получишь премию.

Хотя премии не было по контракту. Два месяца прошло — вообще ничего, даже не звонят.

— И что?

— Позвали американцы: что делаешь? Да вроде ничего. Прислали контракт. Подписал — пошла информация, швейцарцы сразу появились: Янис, ты что, мы думали, ты автоматически с нами продлеваешь. Как автоматически? Мне не звонят два месяца, я дома сижу и жду, что произойдет. Ну извини, мы не так поняли.

Мне не нравится выяснять, кто как понял. Я даю максимум и хочу, чтобы другая сторона делала то же самое. Я так и со спортсменами отношения строю — только полное доверие.

— Ушли в Америку?

— Ну да. Потом молодой швейцарский пилот, который со мной выиграл Кубок Европы и серебро в Лиллехаммере, подошел: Янис, вернись к нам. Два года работал с американцами. Американцы есть американцы, свободно мыслящие люди.

— Как это?

— У них всегда какая-то идея: попробуем так, попробуем так. Я ответственный за всю программу. Увидел, что предложил тренер по физподготовке: там культуристская программа! Я знаю, что надо бобслеисту, а он устроил качалово: бицепсы, трицепсы.

Взял его программу, смял и бросил в мусорку. Написал ему новую на весь год — веди по этой теперь. Он был такой злой на меня. Американцы привыкли: я шеф олимпийской команды по физподготовке — титул за титулом. И так пишут во всех бумагах.

— Отношения испортились?

— Тот тренер по физике начал яму копать под меня — пришлось уйти. Швейцарцы были рады, позвали обратно. Отработал шесть лет — до ОИ-2002: в Нагано взяли одно серебро, в Солт-Лейке серебро и бронзу. И после Игр опять тишина, не звонят.

Потом Пьер Людерс, на тот момент уже опытный пилот, позвал в Канаду. Окей, почему нет. Канада — как Америка. Отработал два года после Турина — были отличные результаты.

Вдруг большие перемены в федерации, 5 тренеров отпустили. Потом Кейли Хамфрис выиграла золото в Ванкувере, а Линдон Раш бронзу — они со мной были как собачки, всегда рядом. Я знал, что они будут сильны. Они были в шоке, когда не подписали контракт со мной. Обменялись письмами, я им сказал: вы на правильном пути, все программы есть, работайте. Я рад за них, и не считаю, что это мои медали. Хотя фундамент ставил я.

— Побросало вас прилично.

— Есть такая поговорка: главная задача тренера — удобно сидеть на чемодане. Это во всех видах спорта.

— В Россию звали?

— Козлов звал три-четыре года назад, но у него не было большого слова. Он хотел бы меня видеть вместо Людерса. Людерс был очень профессиональным спортсменом, как тренер — не знаю.

Суперкомпенсация

— Я успел даже ребят-велосипедистов потренировать, BMX. У меня сын всерьез занимается, на Европе занял седьмое место. Помню, как его эти велосипеды затянули.

— Как?

— Гуляли, он еще маленький — увидел BMX-трассу. Папа, хочу съехать. Ну давай осторожно. Взял велосипед и как дал — на первом же бугре слетел, грудью ударился, 20 секунд дышать не мог. Слезы, крики.

— Оттащили его от трассы?

— Он только проплакался: хочу еще. О Господи! Сынок, ну теперь-то давай медленно. Съехал медленно, не упал — понравилось.

— Чем занимаетесь сейчас, первый год без бобслея?

— Маленький бизнес. Экспортирую в Швейцарию старое дерево — мне это предложил бывший воспитанник 6-7 лет назад. Я ищу в Латвии старые дома, которые уже не используются. Если там есть хорошее дерево — выхожу на хозяев, договариваемся.

Покупаю дом, разбираю, обрабатываю дерево — ручная работа. Это красиво выглядит и высоко ценится. У меня было пятеро рабочих, но занятие для них есть не всегда — это не конвейерная работа, поэтому осталось двое.

— Александр Зубков поборется за победу в Сочи?

— Должен, он — один из фаворитов. Проблема — возраст, надо тренироваться очень осторожно. Но не прекращать, не останавливаться никогда. Если ты прекратил тренировки — ты не стоишь на месте, как думают многие. Ты становишься хуже.

В спорте есть принцип суперкомпенсации: тренируйся каждый день, тогда после тренировок твой организм будет готов на один пункт лучше, чем вчера. И так каждый день ты становишься сильнее, организм становится способен на большее.

— Поедете на Олимпиаду?

— Нет. Один раз можно позволить себе по телевизору посмотреть, поворчать на кого-нибудь: ну что он творит, не умеет кататься...

Ошибочка вышла? Выделите, пожалуйста, ее, нажмите Ctrl+Enter и срочно сообщите в редакцию

Сочи-2014, Янис Кипурс

Материалы по теме

  • Представление чешских олимпийских свитеров в Праге 0 15 января
  • Видео дня. Какой британцы видят Олимпиаду в Сочи 0 15 января
  • Каждое мероприятие Сочи-2014 в четыре раза дороже Пекина-2008 0 15 января
  • НОК США: «В Сочи наши спортсмены будут не для того, чтобы говорить о политике и религии» 0 14 января
  • В делегацию сборной России на Игры-2014 войдет 850 человек 0 14 января

Комментарии 7

  • Onlooker
    16 янв. в 04:54

    Очень интересно!

  • vitjen vitjen
    15 янв. в 21:32

    Отличное вью, хороший дядька! Удачи с деревом)))

  • Berkliy-97 Berkliy-97
    15 янв. в 15:40

    Спасибо за такое вью товарищам из Спортс.ру!

     

    По поводу бобслея - не наш вид спорта, как и горные лыжи. Да и дорого это все...

     

    Хотелось бы еще почитать такие интересные вещицы времен 70х-80х

  • dichter dichter
    15 янв. в 14:20

    Ответ пользователю Валерий на комментарий #693600:

    странно что ник не страус, похожий стиль) а вью воротчика гомеля от голсов разве не нашли содержательным?)

  • Валерий
    15 янв. в 12:41

    забыл,спасибо СПОРТС.РУ за интересное интервью.............голсы когда у вас уже что то свое содержательное появится ?

  • Валерий
    15 янв. в 11:36

    сколько все таки талантливых людей без работы сидит....... а мы завозим разный второсортный шлак,которые отбывают номер и делают ручкой при первой же неудаче (((

  • Валерий
    15 янв. в 11:01

    — Не было желания остаться там жить? Все-таки центр Европы.

     

    так все таки где центр Европы,на ЛукаПлощади или в швейцарии

15 апреля

  • 12:11 Другое

    Сабина Кем: «Когда Шумахер покинет больницу в Гренобле, сообщения о его состоянии прекратятся» 

  • 10:29 Теннис

    Шарапова отказалась от участия в Кубке Кремля 

  • 09:36 Теннис

    Монте-Карло (АТР). Пары. Мирный и Южный вышли во второй круг 

  • 09:35 Другое

    Бергер и Браун являются кандидатами на место руководителя «Феррари» 

  • 07:55 Теннис

    Фабио Фоньини: «Понятия не имею, что со мной произошло» 

14 апреля

  • 21:27 Другое

    Джин Хаас: «Хотел бы, чтобы «Хаас Рейсинг» дебютировала в «Формуле-1» в 2015 году» 

  • 21:26 Другое

    Валттери Боттас: «Уильямсу» по-прежнему нужно сделать шаг вперед в развитии болида» 

  • 21:25 Другое

    Фелипе Масса: «Надеемся, что новинки помогут добиться прогресса» 

  • 21:24 Другое

    Вердикт по делу об апелляции «Ред Булл» будет вынесен во вторник 

  • 21:21 Теннис

    Надаль прошелся под парусом в бухте Монте-Карло 

Все новости

  • Футбольный клуб БАТЭ
  • Футбольный клуб Белшина
  • Футбольный клуб Гомель
  • Футбольный клуб Динамо Брест
  • Футбольный клуб Динамо Минск
  • Футбольный клуб Днепр
  • Футбольный клуб Минск
  • Футбольный клуб Нафтан
  • Футбольный клуб Неман
  • Футбольный клуб Славия
  • Футбольный клуб Торпедо-БелАЗ
  • Футбольный клуб Шахтер

  • Таблица
Команда Игры Очки
1 Белшина 0 0
2 БАТЭ 0 0
3 Гомель 0 0
4 Днепр 0 0
5 Динамо Брест 0 0
6 Динамо Минск 0 0
7 Минск 0 0
8 Неман 0 0
9 Шахтер 0 0
10 Нафтан 0 0
11 Торпедо-БелАЗ 0 0
12 Слуцк 0 0
Футбол Беларусь
чемпионат Беларуси
БАТЭ
высшая лига
первая лига
вторая лига
дублеры
Кубок Беларуси
Сборные
сборная Беларуси
сборная Беларуси мол.
квалификация ЧМ-2014
Еврокубки
Лига чемпионов
Лига Европы
Европейские чемпионаты
премьер-лига Россия
премьер-лига Англия
примера Испания
бундеслига Германия
серия А Италия
премьер-лига Украина
Хоккей
Экстралига
КХЛ
Динамо Минск
НХЛ
ЧМ-2013
ЧМ-2014
сборная Беларуси
Баскетбол
Беларусь
сборная Беларуси
сборная Беларусь жен.
Единая лига ВТБ
НБА
Гандбол
Беларусь
сборная Беларуси
Лига чемпионов
Теннис
Виктория Азаренко
Биатлон
Дарья Домрачева
Прочие
Бокс
Велоспорт
Легкая атлетика
Формула-1
Фристайл
Сервисы
Матч-центр
Фото
Видео
Блоги
Конференции
Сайт
O Goals.by
Редакция
Контакты
Вакансии
Реклама
Информация
Пользовательское соглашение
Партнеры
Goals.by в Twitter
Goals.by ВКонтакте
Goals.by на Facebook

© Goals.by, 2010-2014

Система управления рекламой - AdFox

Ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке в редакцию? Ваш браузер останется на той же странице.